фото: The Sugarcubes

deepskyobject • 07-06-2023  

Описание: The Sugarcubes @ Leningrad, USSR, May 1989. Когда я впервые прочитал про этот загадочный визит The Sugarcubes в Ленинград, то очень удивился и даже поначалу не поверил. Ранее встречал эту историю в изложении АТ и ИТ, там были слегка другие акценты, напомню их версии: Игорь Тонких: «Всех деталей не вспомнить, конечно. Но, к примеру, за группу The Sugarcubes, концерт которой мы очень хотели сделать в Москве, прибалтийские организаторы тура запросили $5000 долларов. В эту сумму входили гонорар, международные авиаперелеты и визы. Нас это устраивало. Но потом они подняли сумму до десяти тысяч, и мы вынуждены были отказаться, потому что это гарантировало нам убытки (ведь имени Бьорк еще не существовало). Группа договорилась с кем-то ещё, и приехала в Ленинград, где их никто не встречал, они погуляли по городу и уехали. Концерта не было, им негде было жить. Сева Гаккель с ними как-то носился, но они уехали в досаде и расстройстве» А.Троицкий: «Мы работали с литовскими ребятами («Центрас»), и Sonic Youth попали к нам по этой цепочке: из Европы в Прибалтику, из Прибалтики в Ленинград и Москву. А если бы не один ленинградский придурок (интересно, кого он имел ввиду), мы бы и Sugarcubes, тогдашнюю группу Бьорк, в 89-м году до Москвы довезли. Sugarcubes отыграли концерты в Вильнюсе и в Таллине, оттуда поездом прибыли в Ленинград — а их на перроне никто не встретил. Бьорк устроила истерику — и они уехали». ... Изначально московские промоутеры увидели The Sugarcubes (и сразу оценили их потенциал) на фесте в Вильнюсе, в мае 1989, те уже были на вершинах инди-топов, играли по всей Европе и в штатах, но в СССР были абсолютно неизвестны (за исключением стран Балтии). ... The Sugarcubes @ Vilnus Rock '89 (21.05.1989). Статья из андеграундного локального издания «Северок», Архангельск (!) №5, 1989. Текст Д. Бределев. Отсюда. «Корреспондент «Северка» впервые оказался и в Вильнюсе, и на ставшим почти уже традиционным фестивале, который в прошлом году назывался «Рок-Форум»» а ныне просто «Вильнюс-Рок’89» / VILNUS ROCK ’89 (20-21.05.1989) Городской Дворец Спорта. Типичное спортивное сооружение, как и везде используемое для культурных мероприятий. Довольно демократичная обстановка можно пройти и пресс-центр, можно туда и не ходить, можно погулять по фойе, где разместились продавцы фестивальных сувениров и закуски, можно там же смотреть и фестиваль, благо стоят несколько телевизоров, напрямую транслирующих все, что делается на сцене. Все удобства налицо. Для прибалтийских рок фестивалей входит в привычку ориентация на северный Запад Европы при подборе гостей, игнорирование всего, что делается на Востоке от них. Вряд ли это следствие «гласа народного». Скорее здесь проявляется общая тенденция пока еще советских прибалтийских республик к обособлению, к отмежеванию от всего того, что связано со словом «русский» — будь это «русский рок» или «русский язык». Проявления этой тенденции привели к тому, что при подборе, гостей все взоры были обращены только на запад, в результате чего на «Внльнюс-Рок’89» съехались помимо сильных и действительно интересных коллективов (SUGARCUBES, SORTSOL, SEXHPIL) и относительно слабые: итальянцы JACK DANIEL’S LOVERS, западные немцы VASILINE JOYSTICK. Литву представляли знаменитый ANTIS и мало кому известная FOJE. Итальянская группа, несмотря на предыдущую оценку, тем не менее как нельзя лучше сгодилась для открытия первого дня фестиваля: их бравурные ритмы рок-абилли и рок-н-ролла, черные кожаные одеяния» забавные прически привлекли внимание зрителей, а мощная аппаратура вбила в их сознание мысль о том, что они все таки на рок-концерте. Пятерка SORTSOL из Дании продемонстрировала музыкальную философию, замешанную на неприятии каких-либо приятных ухищрений или красивостей в исполняемой музыке; датские ребята принимают жизнь та кой, как она есть, а потому отыграли сырой монотонный гитарный пост-панк, который внушал псе что угодно, кроме радости и оптимизма, после чего где-то надрались и бродили с затуманенными лицами по служебным закулисным помещениям. Однако, учитывая последующие выступления VASELINE: JOYSTICK из ФРГ, представляющих собой современный вариант известных в 70 е годы английских ансамблей SHOWADDYWADDY или DARTS, но с гораздо более бедной по качеству рок-н-ролльных номеров программой, я завершающих день местных героев ANTIS, следует все же признать, что в субботу SORTSOL были, пожалуй, самой интересной в музыкальном отношении группой. Однако, впереди был день второй, он тоже предвещал массу впечатлений, потому перейдем к рассказу о нем. Прекрасное впечатление оставил венгерский SEXLPIL. Те, кто смотрел эту группу год назад в Киеве, сходились во мнении, что венгры здорово прибавили и запросто способны представлять свою страну за рубежом. Что они и делали с успехом в Вильнюсе. Открывая программу второго дня фестиваля, они столкнулись с неожиданной проблемой — предстояло отыграть по времени почти в два раза дольше планируемого — не при ехали гости из Финляндии. Теперь можно сказать, что они с честью справились с этой задачей — целый час музыки SEXEPIL пролетел незаметно. Группа предстала в классическом составе (3 гитары и ударные), что позволяло ей выражать свои музыкальные идеи, несколько совпадающие с теми, что проповедуют па Западе представители так называемого «готического рока» (в первую очередь MISSION). Взаимодействие двух гитаристов при поддержке прекрасно сыгранной ритм-секции создавало мрачно-эклектичный фон для Боун-подобного пения вокалиста, своим строгим черным костюмом олицетворявшего в спою очередь нешуточность ил музыкальных намерении. Приятных? сюрпризом оказались очаровательные сольные вставки трубы, хозяйкой которой была хрупкая девушка-подросток, чья тяга к смягчению контрастной мрачности музыки «Сексепил» выливалась в романтическое окутывание звуками трубы нескольких их песен. Это сочетание было настолько естественным, что, казалось, ни чего другого здесь и звучать не должно. «Фойе» тоже оказалась в какой-то степени сюрпризом. Она меньше всего соответствовала тому типу многочисленных прибалтийских групп, который закрепился в восприятии после последних посещений тамошних рок-фестивалей. Возможно, что во многом это заслуга выбора источника вдохновения молодой литовской группы — любой мало-мальски знакомый с современной западной музыкой опознает в нем английских «Полис». Вероятно, кто-то скажет, что нехитрое дело копировать известную группу; я бы на это ответил, что, во-первых, о копировании речь не идет и, во вторых, гораздо предпочтительнее слушать, коллектив, взявший за образец чье-то заслуживающее внимание творчество, нежели иметь дело с безликой в музыкальном отношении группой, которая прикрывается как шитом псевдокрутыми текстами. Однако, прервемся от такого рода рассуждении, поскольку на очереди главная приманка вильнюсского фестиваля — исландская группа SUGARCUBES. Появившись на музыкальной сцене в 1988 году, они заставили о себе говорить всего лишь после двух сорокапяток, возглавивших британские «инденендент чарте». Дебютный альбом лишь доказал, что тс, кто поверил им, сделали это не напрасно. И вот они в Литве, за кулиса ми Вильнюсского Дворца спорта в ожидании своего выхода. Пользуясь минутной паузой, вручаю им скромный наш «Северок» с рецензией на их альбом Бьёрк роняет вежливый комплимент насчет красивой обложки, спешно оставляет памятный автограф — все, на большее у них времени нет, они уже на сцене. Их шестеро: два солиста, Бьёрк и Эйнар, ритм-секция, гитарист и клавишница. Надо сказать, что Бьёрк оказалась очень хрупкой и очень маленькой: короткая, под мальчика, стрижка с пробором, светящиеся глаза, на сцену не вышла, а буквально выпорхнула. Не смотря на ее «мальчишеские» повадки, она довольно сексапильна, а та непосредственность, с которой она каждый раз прямо на сцене подтягивала свои сиреневые колготки, то и дело норовившие во время прыжков покинуть свое место, лишь подчеркивала это. Эйнар — крепыш с обликом крестьянского пария, бритая голова с маленьким пучком волос на затылке — тоже держался вполне непринужденно, то и дело завладевая инициативой в «постановке» номера. Песни, старые и новые, были пере мешаны: известные вроде «DEUS» или «MOTORCRASH» воспринимались на «ура!», новинки — с интересом. Последние несколько отличались от сво их предшественниц, но чем? — это придется осмыслить с выходом ново го диска (если, конечно, они туда войдут); однако, сдается мне, что этот диск в коммерческом отношении будет уступать их альбомному дебюту. Естественно, не имеет смысла ставить нм это в вину — просто после успеха своего первенца «Сахарные кубики» уже способны — обладая именем и славой — делать то, что нм хочется, не очень-то оглядываясь на тиражи своих пластинок. От «независимой» фирмы к независимому от Фирмы творчеству! Прекрасный ход! На этом мы прервем повествование о двух памятных музыкальных днях города Вильнюса, чтобы встретиться в следующем году — если не будет там социальных катаклизмов». ... Есть скан альтернативного отчёта о выступлении The Sugarcubes в Вильнюсе '89. Там странноватый текст, это был кто-то с радио «Маяк»: «Ну и конечно же основное событие фестиваля, исландцы «Шугакьюбз», признанные авторитетным журналом «Роллинг стоуни лучшей иноземной группой 1988 года по опросам американских критиков. Интересные ритмы, исландские народные мотивы, исполненные в «новой волне», артистизм вокалистки Бьорк и ее «напарника» Хэйнара, а также сценическое действо, напоминающее мини-модель палаты в сумасшедшем доме явно пришлись публике по душе. «Сахарные кусочки» (так переводится название группы) выглядели слегка уставшими, видимо, сказывались последствия продолжительного турне по Европе. Вели себя музыканты как настоящие звезды, а их менеджер все переживал, как бы сделать так, чтобы журналисты не досаждали его подопечным беспрерывными телефонными звонками, не следили бы за ними в замочную скважину и не пытались бы нарушить их покой рейдами через окна гостиничных номеров. Видать, не успел, бедолага, ознакомиться с нашими реалиями. Подобная неосведомленность удивительно сочеталась с англосаксонским цинизмом: коллеге из Гостелерадио м-р Скотт уверенно заявил: «Я не собираюсь давать вам пластинку группы, мы и без этого уже потратили уйму денег на поездку СССР». Так и не получился радио рассказ на «Маяке». А во всем виноват неконвертируемый рубль. Был бы он как доллар, тогда тот же менеджер счел бы за счастье, если бы музыка «Шугакьюбз» прозвучала в музыкальной программе Центрального радио такой большой страны, ибо, как известно, реклама - двигатель торговли. Бьорк (ей 24 года) рассказала об истории своей группы: «Мы все в той или иной мере увлекались искусством, живописью, театром и музыкой. Подумывали о том, чтобы создать свою команду, но вот с финансами, скажу прямо, было напряженно. Нам представился неплохой шанс в 1986 году, и мы его не упустили. Накануне встречи Рейгана-Горбачёва в Рейкьявике нам предложили нарисовать эскиз открытки, ну, чтобы там были два флага, два лидера и т.д. B результате открытки разошлись большим тиражом, мы заработали кучу денег и организовали «Шугакьюбз». Хэмнар так определил стиль группы: «Что-то среднее между Маяковским и сюрреализмом». A вот групповые пристрастия в музыке: «Крэбз» (?), Чайковский, «Паблик Энеми», «Поугз», Нино Ротта, «Ва-Банк», «Абба», Мария Каллас, «Звуки Му» (лол) и «Бонни М». Оригинально, не правда ли! Но мне думается, что такой оригинальности «Шугакьюбз» хватит ненадолго, так как композициям исландской группы не хватает музыкальной убедительности, a их некоторая популярность на Западе в немалой степени обусловлена экзотичностью. «Вильнюс-рок-89» запомнился прекрасной организацией, а это такая редкость в проведении отечественных рок-мероприятий. «Цен- трас» за свое недолгое существование заявил о себе как солидная фирма, способная конкурировать с «китами» - Госконцертом «Международной книгой». Об этом свидетельствуют и организованные «Центрасом» турне по Советскому Союзу американской группы «Соник Юс» (Sonic Youth) и английской «Уорлд Доминейшн Энтерпрайз» (World Domination Enterprise)». ... Афиша и участники «Vilnus Rock 1989» / «Вильнюс Рок-89». ... Литовский Рок-форум-1988 на след год переименовали Вильнюс-рок-89, где и сыграла Бьорк со своими дружками, что меня запутало поначалу, я искал их не в том лайнапе! ... Пара моментов для расширения кругозора: В Литве работал «Клуб молодежной музыки» (КММ), который устраивал концертные мероприятия. В 1988 на его основе возникло Экспериментальное объединение организации досуга молодежи «Центрас» (эти названия встречаются в текстах) и все эти люди начали проводить в Литве с середины 80-х крутейшие международные рок-фестивали, Таллин и Рига старались не отставать. В 1991 именно в литовском Вильнюсе открылась легендарная «Zona Records», они издали Joy Division - Closer и Unknown pleasures; Dead Can Dance - Within The Realm Of A Dying Sun; Lush - Spooky; Cocteau Twins - Treasure; Happy Mondays - Bummed; Pixies - Trompe Le Monde и The Sugarcubes - Life's Too Good, разумеется. Литовская сцена 1960-90-х неплохо расписана здесь. ... Отчёт газеты «Московский Комсомолец» 10.06.1988, о Рок-форуме «Вильнюс-88». Текст А.Гаспарян. Здесь не играли The Sugarcubes (это предыдущий год), но интересно заценить масштабы всей движухи. «Cледует сказать, что за каких-нибудь полтора-два года в Литве произошел настоящий бум, взрыв рок-культуры. И именно ее национальных представителей было интересно наблюдать на прошлых «Литуаниках». Апофеозом бума стал прошедший в прошлом году «Марш рока по Литве» — цикл из шести концертов на открытых площадках крупнейших литовских городов, в которых участвовали ведущие силы литовского рока во главе с уже легендарным составом АНТИС, а также, как было дотошно подсчитано, около 60 тысяч зрителей. Для небольшой республики масштабы грандиозные. Столь активное развитие рок-движения, утверждение его различных форм (Вильнюсский клуб молодежной музыки, Каунасский рок-клуб и др.) привели к настоящему соперничеству, если не сказать — конкуренции. В результате одна группа «отцов-основателей» перехватила инициативу у другой, и «Литуаника» уступила место рок-форуму «Вильнюс-88», Впрочем, «Литуаника» не погибла — ее обещали провести ближе к осени. У журналистов же появилась возможность сопоставить два варианта рок-фестивалей, что представляется мне очень здоровой и нужной тенденцией, ибо чём больше возможностей для выбора, тем он свободнее и объективнее. «Фестиваль — не конкурс, а праздник музыки» — такова была позиция нынешних организаторов рок-форума. Она мне импонирует, ибо каждому участнику и зрителю предоставляет демократическое право самому для себя решать, что лучше, а что хуже, и исключает любые нематериалистические претензии на абсолютную истину. Нынешнему рок-форуму впервые в истории рок-фестивалей в СССР удалось фактически приобрести статус международного фестиваля. На концерты приехали группы из Финляндии (ДЖИМИ ТЕНОР И ЕГО ШАМАНЫ). Венгрии (КАМПЕС ДОЛОРЕС), ФРГ (ЮЛО) и две по-настоящему отличные группы V00 V00 из Польши и ПОП УИЛЛ ИТ ИТСЕЛФ из Великобритании. Участие двух последних групп стало событием для рок-форума не только потому, что они очень популярные коллективы, а музыканты из Британии, играя новомодный стиль гребо, возглавляют хит-парады в категории «независимых». ДЕЛО, КАК МНЕ кажется, несколько в ином. Те же англичане, какими бы бунтарями ни были, они прежде всего думают о профессионализме, всегда памятуя о том, что рок ко всему прочему еще и музыка. А она ласкала слух вкусом, отточенностью фраз, продуманностью ходов, всем тем, что является «ахиллесовой пятой» нашего сверхсоциального рока, вполне справедливо озабоченного колбасно-демократическим дефицитом в стране, но, увы, часто забывающим, что сия озабоченность должна быть и категорией искусства. С такой «забывчивостью» нам никогда не достигнуть мирового уровня, о чем столько мечтаний и разговоров в последнее время. И, как мне кажется, надо осознать, пока не поздно, что большой интерес к советскому року за границей связан не с его беспримерными художественными достижениями, а лишь с новизной ощущений на волне перестройки и гласности. Новизна скоро пройдет, и что тогда? Мне показалось, что некоторые из участвовавших на фестивале групп думают приблизительно в таком же направлении. Имею в виду, прежде всего, ЗВУКИ MY, ТЕЛЕВИЗОР, АЛИСУ, АНТИС. Фурор произвели киевские ВОПЛИ ВОДОПЛЯСОВА. Во всяком случае, надо иметь заметный талант, чтобы специфическими средствами рока передать почти со стопроцентной точностью всю сущность жизни современной украинской деревни. И сделать это, при всей трагичности темы, с жизнеутверждающим юмором и иронией. Свердловскую рок-школу представлял на сей раз ЧАЙ-Ф (в прошлом году НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС), из Новосибирска приехал КАЛИНОВ МОСТ, из Харькова ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. Из Москвы вместе со ЗВУКАМИ MY пожаловали ВА-БАНК, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ и ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. Каждая из названных групп, безусловно, занимает свое место в нашей рок-музыке и заслуживает уважения за четкость позиции в творчестве. Но, возвращаясь к главной теме сегодняшнего разговора, нельзя не заметить, что каждая из них страдает и теми глобальными недостатками, которые делают пока советский рок явлением локального порядка. ОРГАНИЗАТОРЫ рок-форума решили обойтись в этом году практически без представителей литовской рок-музыки (за исключением АНТИС и маловыразительной МИГЛЫ). Для журналистов, не работающих в Литве, это обстоятельство было не из лучших, ибо очень хотелось узнать, что же произошло за год с литовским роком. С другой стороны, наблюдая за залом, я заметил, что пришедшую публику в целом мало интересовали жизненные проблемы Приуралья или Запорожья. Что касается литовского рока, то накануне рок-форума состоялся национальный фестиваль в Каунасе (о нем подробно написала недавно газета «Советская культура»), а в июне-июле пройдет очередной «Рок-марш по Литве». Так что шанс поговорить на эту тему еще остается». ... Сохранился и раритетный артефакт — скан пропуска на фест «Rock Forum Vilnius 1988» или тут. Картинка с лайнапом и пропуском. ... Помимо этого, состоялся мощный фестиваль «Lituanika-1988» при участии: «Die Toten Hosen» (ФРГ), «BoomOperators» (Западный Берлин), «Foje» (Вильнюс), «Katedra» (Вильнюс), «AD Libitum» (Вильнюс), J.M.K.E (Эстония), «Horoskopas» (Литва), «Ноль» (Ленинград), " Zig-Zag (Латвия), «P-3» (Эстония), «K.Remonts» (Латвия), «Utopija» (Литва), «Jumprava» (Латвия), «Soul Stroika» (Эстония), «Ultima Thule» (Эстония), «Drama» (Литва), «Singer Vinger» (Эстония), «Asparez» (Aрмения), «Skalsa» (Литва), «Вежливый отказ» (Mосква), «Bix» (Литва), «Бригада С» (Москва), «Odis» (Латвия), «Lyvi» (Латвия), "Blues Mobil Band (Грузия), «Ломбард» (Польша), «Prinzz» (ГДР), ULO (ФРГ), «Broselmaschine» (ФРГ), «Havana black» (Финляндия), «Kadaverbank» (Голландия), «Izimbra» (Голландия), «Dada» (Польша), «Телевизор» (Ленинград), «Великие Луки» (Tаллинн), до этого были Lituanika '86 и '87. Lituanica / Литуаника (wiki) Т.е. в Литве 1986-1989 было уже всё норм с международными фестивалями. ... Заметка в локальном издании «ЗЗЗ» («За Зелёным Забором», Таллин) №3, 1989. «Необычайные приключения исландцев в России». Наконец хит об их визите в Ленинград. «Во втором номере «333» вкратце упоминалось об участии восходящей звезды «независимой» музыки исландской группы «THE SUGARCUBES» а программе фестиваля в Вильнюса 20—21 мая, проводимого «Центрасом». Поскольку вильнюсцев (оргов) интересовало некое подобие «тура» модных исландцев по СССР, то к организации концертов были подключены Ленинград и Таллинн. С Таллинном вроде бы всё ясно. А вот Ленинград... Как уверяют сейчас ленинградцы (?), договоренность была достигнута не прямо с ними, а через какой-то безымянным московский кооператив (?), который в свою очередь договорился с «Ленконцертом» о выступлениях на стадионе им. Кирова. Как оказалось, речь шла о сборной солянке с участием представителей зарубежной эстрады, в их числе предполагалось и несколько номеров в исполнении «THE SUGARCUBES». Отыграв а Вильнюсе (на Vilnus Rock '89), гости направились в Ленинград. Поскольку в этом славном своими организаторскими традициями городе не смогли найти подходящей сцены и аппаратуры, «Центрас» повёз все это добро сам — от себя. На долю ленинградских организаторов выступлений оставалось лишь развернуть рекламу (а это сейчас ох как непросто), обеспечить площадку и продать билеты (кто пойдет на малознакомую у нас группу?). По дороге стало известно, что одно из запланированных выступлений отменяется в связи с проведением политического митинга: власти не уверены в соблюдении порядка, потому концерт неуместен. «Ладно, одним меньше», — подумали исландцы и прибыли к месту назначения. Вы догадываетесь, что было дальше! Группу никто не встретил, представители концертных организаций заявили, что ни о каких выступлениях речи быть не может, а по поводу подписанных договоров: «Так мало ли какие бумажки мы подписываем». Ни тебе транспорта, ни гостиницы. Сопровождавший группу от «Центраса» Мариус Коршюс, как и все советские люди, обладающий опытом находить выход из любой безвыходной ситуации, пристроил приунывших «звезд» «независимого» рока в какой-то кемпинг и ринулся выискивать вагон для срочного отбытия в Таллинн со всем движимым имуществом. И такой вагон местная администрация помогла ему получить... Но когда Кершюс, расплачиваясь за проезд, попытался узнать время прибытия в Таллин, оказалось что вагон ему достался не в Таллин а в Москву. Вероятно, по инерции: раз иностранцы, да еще какие-то звёзды, то единственное место, которое может их интересовать, — это Москва. Не выдержав испытаний, группа в панике бежала в Финляндию, а вокалистка «Sugercubes» Бьерк никак не могу взять в толк, почему в Советском Союзе даже за конвертируемую валюту она не может принять душ в гостиничной бане, если в данный момент других претендентов нет. «Потому», — лаконично ответила ей администрация интуристовской гостиницы. Отлежавшись в дружественной Финляндии и истратив там сэкономленную в СССР валюту, «THE SUGARCUBES» приехали в Таллинн и дали неплохой концерт в переполненном 4000-м зале. А потом еще дали пресс-конференцию местным журналистам, где рассказали о своих впечатлениях от Советского Союза. Видимо, причина отмены ленинградских концертов связана с отсутствием зрителей: просто-напросто не разошлись билеты. Это понятно и объяснимо, все остальное вытекает из ненавязчивости отечественного сервиса — с соответствующим умением с блеском выходить из экстремальных ситуаций». ... Теперь вы знаете всё про визит The Sugarcubes в Ленинград летом 1989. Странно, что на setlist fm не пришпилили их концерты в Таллинне и Вильнюсе, как будто их и не было, именно это меня кстати больше всего и зацепило. #lithuania #iceland #thesugarcubes #bjork #1980s #soviet #ussr #leningrad #ленинград #russia

Tags:




Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.